Принято считать, что самое безопасное место для ребенка - это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Что может надежнее уберечь маленького человека от ужасов внешнего мира, чем стены родного дома и любовь мамы и папы?
Родители знают, что такое сексуальное насилие над ребенком и стараются оградить свое чадо от таких травм. Но часто сами мама и папа наносят непоправимый вред своему малышу. Зачастую именно нездоровая атмосфера в семье травмирует маленькую личность.
Речь идет о психологическом насилии над детьми в семье. К нему относятся частые конфликты, оскорбления, унижения, запугивания, чрезмерный контроль, безразличие по отношению к ребенку и еще много других аспектов. Подобное поведение родителей воспринимается, как методы воспитания. Они думают, что делают все на благо малышу, хотят как лучше.
Многие полагают, что, если постоянно давить на ребенка, любой ценой подчинять его своей воле, это никак не повлияет на его развитие, и даже напротив, поможет закалить его характер, а постоянное пренебрежение и унижение поможет ребенку не стать в будущем самовлюбленным человеком с завышенной самооценкой. На самом же деле все далеко не так. Последствия, которыми оборачивается для ребенка психологическое насилие, по-настоящему чудовищны, они накладывают отпечаток на всю его жизнь, и лишь единицы способны хотя бы частично преодолеть их. Чаще всего факты психологического насилия имеют место в тех семьях, где родители сами испытывают сильный стресс, с которым не в силах бороться. Это может быть не только зависимость от алкоголя или наркотиков, но и какая-нибудь серьезная болезнь самого ребенка или кого-либо из членов семьи, финансовые проблемы или социальная изоляция, когда семья лишена поддержки со стороны родных и друзей, или просто недостаток знаний о развитии и воспитании ребенка, по причине которого родители предъявляют к своему чаду слишком высокие требования. А некоторые взрослые просто считают, что запугивание и унижение наиболее оптимальны для сохранения контроля над ребенком и порядка в доме. И, конечно, как это ни прискорбно, есть взрослые, которые сами в детстве подвергались насилию в семье и привыкли к такому стереотипу общения, по-другому они просто не умеют.
Каким бывает психологическое насилие в семье?
«У тебя руки не из того места растут» - казалось бы, что такого в этой обыденной фразе? Но абсолютно все, что несет негативный посыл по отношению к ребенку, может расцениваться, как психологическое насилие.
Отталкивание. Родители не ценят своего ребенка, показывают, что он нежеланный и ничего для них не значит. Ребенка в семье часто оскорбляют, обзывают, не разговаривают с ним, не обнимают и не целуют, обвиняют в своих проблемах.
Пример: родители говорят ребенку, что от него нет никакого толку, постоянно оскорбляют, могут не разговаривать с ним в качестве наказания, акцентируют внимание исключительно на отрицательных чертах характера, никогда не обнимают и не целуют его. Дети часто слышат от родителей: «От тебя одни неприятности!», «Ты ничего не можешь сделать как надо!», «Ты меня бесишь!», «Ты мне надоел!» и, самое страшное, - «Лучше бы ты не родился!» В результате ребенок чувствует себя ненужным и нежеланным, у него снижается самооценка, он считает, что его не за что любить и уважать, притом распространяет эти убеждения не только на свою семью, но и на более широкий круг общения.
Игнорирование. Взрослые не интересуются ребенком, не могут или не умеют выражать свои эмоции по отношению к нему, часто вообще не обращают на него внимания, часто ребенок предоставлен сам себе и со временем вообще перестает эмоционально замечать присутствие или отсутствие родителей.
Пример: ребенок с увлечением пытается рассказать, что учитель похвалил его в школе за хороший ответ, за помощь в уборке класса, т.е. хочет поделиться с родителями своим успехом. Но родители отмахиваются, говорят, чтобы он не мешал, шел в свою комнату и т.д. В первый раз ребенок может подумать, что он действительно не вовремя подошел к маме с папой, и он попытается снова. Но если такая ситуация повторяется постоянно, то наступает отчуждение от родителей.
Пример: в семье двое детей: 9-летняя Марина и 12-летний Егор. Марина – любимица родителей, а Егор постоянно чувствует себя ненужным и нелюбимым. Родители обсуждают с Мариной, как у нее прошел день, что было интересного, рассказывают ей о своих новостях. Егора, конечно же, кормят, покупают ему одежду и другие необходимые вещи. Но никто не интересуется его делами и не рассказывает ему о семейных новостях. Если Егор пытается что-то рассказать родителям, его просто не слушают.
Изолирование. Эта форма часто бывает связана с другими видами насилия в семье. Ребенка запирают в шкафу или в комнате (физическое ограничение свободы ребенка), оставляют одного в пустой квартире, или же просто не позволяют ему общаться со сверстниками, играть с ними. Например, не разрешают приглашать друзей в гости или даже общаться с ними по телефону, не выпускают ребенка гулять.
Пример: родители 9-летней Лены не разрешают ей ходить в гости к сверстникам, гулять во дворе, принимать участие во внешкольных мероприятиях, и строго следят за тем, чтобы после школы девочка сразу шла домой. Мама приходит в школу и интересуется у учительницы, с кем Лена общается.
Угрозы и запугивание. Взрослый постоянно оскорбляет и запугивает ребенка; заставляет что-либо делать, угрожая бросить его или кому-то отдать, либо применить насилие по отношению к братьям, сестрам, другим членам семьи или к домашним животным. Например, отец говорит ребенку, что если тот принесет из школы плохую оценку, выпорет его ремнем. Родители рассказывают ребенку страшные истории, которые плохо заканчиваются.
Пример: пятилетний ребенок «плохо себя ведет», не слушается родителей, разбрасывает игрушки. Мама говорит ему, что когда папа придет с работы, он накажет непослушного сына и поставит в угол до самого вечера.
Пример: когда шестилетний Семен начинает себя плохо вести, мама угрожает оставить его одного или отдать «дяде милиционеру».
Ложь и невыполнение обещаний, данных ребенку. Родители не выполняют обещаний, данных ребенку, или лгут ему. Причем в первую очередь это касается самых мелких, «неважных» с точки зрения взрослого обещаний – ведь из них состоит каждый день.
Пример: шестилетний Коля всю неделю ждал выходного дня, чтобы пойти с родителями в парк, куда они обещали отвести его еще в прошлые выходные. Но тогда у родителей не получилось, и они сказали, что пойдут в парк в следующее воскресенье. Однако в воскресенье папа уехал с друзьями на рыбалку, а к маме в гости зашла подруга. Они устроились на кухне, пили чай и разговаривали. Коля несколько раз пытался напомнить маме о походе в парк, но мама сказала, что сегодня ей некогда, и они отправятся туда в следующее воскресенье.
Завышенные ожидания и требования, не соответствующие возможностям или возрасту ребенка.
Пример: родители отдали Леночку в секцию фигурного катания. Они мечтают о том, что дочка станет известной спортсменкой и будет побеждать на международных соревнованиях. Но девочке не нравится фигурное катание, у нее плохо получаются упражнения. Тренер говорит об этом родителям, советует не мучить ребенка и отдать в другую, более подходящую секцию. Но мама с папой решили, что дочка должна стать прославленной фигуристкой, и ругают ее за промахи. А когда на первых соревнованиях Леночка выступила очень плохо, родители просто наказали ее.
Пример: мама быстро идет по улице и тянет за руку малыша, который, конечно же, не успевает за ней. Мама начинает на него кричать и шлепает его.
Неспособность или нежелание признать, что ребенок – это самостоятельная личность, имеющая право на собственное мнение и личное пространство. Родители читают переписку ребенка, могут прослушивать его телефонные разговоры, имеют привычку выбирать за ребенка, чем ему заниматься, какой кружок посещать, с кем дружить и какие фильмы смотреть. Когда требования родителей не противоречат желаниям ребенка, ничего страшного не происходит. Но если в таких ситуациях основной принцип взрослых – «я лучше знаю, что тебе нужно!», то подобное отношение уже становится насилием. Им же можно считать и желание родителей «сделать лучше» или «переломить» ребенка.
Пример: Володе 8 лет, он очень любит рисовать, и у него это хорошо получается. Но родители считают, что важнее для ребенка – занятия музыкой, поэтому заставляют его ходить в музыкальную школу, которую Володя тихо ненавидит.
Пример: родители 13-летней Оли – очень обеспеченные люди, и им не нравится, что дочь дружит с Алесей, мама которой работает уборщицей в магазине.
Пример: Вите 14 лет. Каждый вечер, когда он ложится спать, мама проверяет его карманы. Если Витя дома разговаривает по телефону, мама старается подслушать, о чем он говорит. Однажды Витя забыл дома мобильный телефон, и мама прочитала все полученные и отправленные смс-сообщения.
Уничтожение личных вещей ребенка. Родители делают это, чтобы получить контроль над ребенком, добиться его подчинения. Как правило, выбираются самые любимые игрушки, потому что так можно быстрее достичь желаемого результата.
Пример: у пятилетней Кати было много игрушек, но любимым был старенький медвежонок. Когда девочка делала что-то не так, как хотелось маме, или не слушалась ее, мама угрожала, что выбросит медвежонка. Однажды Катя с родителями приехала к бабушке в деревню, захватив с собой любимую игрушку. Увлекшись игрой, девочка не сразу пришла обедать. Мама звала ее несколько раз, а потом схватила медвежонка и на глазах у дочки бросила его в горячую печь… Даже по прошествии многих лет, став взрослой женщиной, Катя вспоминает эту ситуацию и говорит о том, какую боль испытала в тот момент. И она до сих пор не смогла простить своей маме этот случай.
Запрет на встречи с одним из родителей после развода. Часто после развода мама запрещает ребенку встречаться с папой, пытаясь таким образом «отомстить» мужчине за то, что ее личная жизнь не сложилась. Также под запрет нередко попадает общение с бабушкой и дедушкой, к которым ребенок привязан не менее сильно.
Пример: родители восьмилетнего Димы развелись и сейчас живут раздельно. Дима живет с мамой и бабушкой. Они не разрешают мальчику не только встречаться с папой, но и общаться по телефону. Папа иногда приезжает к школе, чтобы увидеться с Димой, но, если мама узнает об этом, она сильно ругает Диму, а потом звонит папе и ругается с ним. Однажды, в день рождения сына, папа приехал в школу и привез ему подарок, о котором тот давно мечтал. Вечером мама, увидев подарок и узнав, что его принес папа, выбросила его в мусорное ведро, а Диму отругала за то, что он опять «тайком» встречался с папой. После этого она позвонила бывшему мужу, и они долго ссорились. Дима сидел в комнате и плакал. Ему было очень жалко красивой игрушки, а еще он не мог понять, почему все так происходит – ведь он одинаково сильно любит и маму, и папу, и знает, что они тоже его любят.
Безразличие. Родителям все равно, чем занимается их ребенок. Родители равнодушно относятся к употреблению ребенком алкоголя, наркотиков, допускают просмотр ребенком порнографических материалов, позволяют ребенку быть свидетелем сцен насилия и никак не реагируют на проявление самим ребенком жестокости по отношению к другим людям и животным.
Эксплуатация. Ребенка могут использовать для привлечения дополнительных денег, для облегчения своих домашних обязанностей, для реализации своих потребностей. Да, ребенок должен помогать по дому. Но не посредством криков и скандалов.
Часто дети подвергаются психологическому насилию в неполных семьях. Например, мать срывается на сыне из-за неудачного брака. А отец жестоко относится к дочери, если не может выразить свой гнев ее матери.
Наиболее распространенные последствия психологического насилия:
1) Эмоциональные проблемы как результат замедления эмоционального развития ребенка. Ребенок не способен понять чувства других людей и испытывает трудности в проявлении собственных эмоций (например, не умеет, а чаще просто боится проявлять эмоции, допустим, свою радость или огорчение).
2) Заниженная самооценка. Ребенок вырастает с уверенностью, что он глупый, плохой, уродливый, ни на что не способный и заслуживает только плохого отношения к себе. Дети считают, что взрослый всегда прав, и, если родители говорят – он ни на что не годен, значит, так и есть, на самом деле. Повзрослев, такой человек искренне удивляется, когда видит, что кто-то считается с его мнением и т. п.
3) Проблемы в построении отношений. Этому способствует не только слабое эмоциональное развитие, но и полное отсутствие доверия к окружающим людям. Ребенок во всем видит только подвох, от каждого человека ждет, что тот будет над ним издеваться, высмеивать его и т. п., ждет агрессии, направленной на себя. Все это мешает ему строить отношения с людьми.
Дети, подвергающиеся психологическому насилию в семье, часто страдают от депрессии, нарушения сна и аппетита, немотивированных страхов и фобий, также у них могут учащаться соматические заболевания. Они могут проявлять асоциальное, деструктивное или же саморазрушающее поведение, повышенную тревожность, немотивированную агрессию, полное отсутствие доверия к людям, низкую самооценку, чрезмерную пассивность. Дети страдают от эмоциональной нестабильности, чрезмерной стеснительности, невозможности достичь успехов ни в одной сфере как следствия отсутствия уверенности в себе. Их посещают мысли о самоубийстве. Также такие дети могут страдать от таких привычек, как сосание или кусание пальцев и губ, постоянно испытывать чрезмерную потребность во внимании, а их поведение может не соответствовать возрасту и уровню развития.
Как же не допустить психологического насилия в своей собственной семье, как защитить своего ребенка, не допустить этого?
1) Для начала необходимо уменьшить стресс в своей жизни. Даже если началась самая настоящая черная полоса, ничьей вины здесь нет, и уж тем более нет вины ребенка, срывать свою злобу на нем ни в коем случае нельзя. Если нет возможности справиться самостоятельно, можно обратиться к помощи профессионала, который поможет найти причину стресса и избавиться от него.
2) Ребенок должен знать, что его любят. Он должен быть уверен в этом на все сто процентов даже тогда, когда он в чем-то не прав или поступил очень и очень плохо. Поэтому говорите ему о своей любви как можно чаще и уделяйте как можно больше времени каждому из своих детей. Будьте опорой для них.
3) Дом должен быть самым надежным и самым безопасным местом для ребенка. В кругу семьи он должен чувствовать себя защищенным! В то же время необходимо научить его чувствовать себя уверенно и вне дома.
4) Никогда нельзя сравнивать своего ребенка с чужими детьми, его способности со способностями других детей, особенно если он что-то делает хуже, чем кто-то из его окружения. Нужно просто хвалить его за то, что он умеет, даже если он далек от идеала. Хвалить его способности, таланты (а они есть у каждого!), отмечать его сильные стороны. Это придаст ему уверенности в себе и поможет развиваться в нужном направлении.
5) Нельзя быть слишком требовательным по отношению к своему ребенку. Не бывает так, чтобы у кого-то получалось абсолютно всѐ. Прежде всего нужно понимать это самим. Неудачи бывают в жизни у каждого, и необходимо научить своего ребенка справляться с ними, видеть в них стимул для дальнейшего развития.
6) Каждый согласится с тем, что ребенок должен уметь самостоятельно решать свои проблемы. Но это вовсе не значит, что родители не должны ему помогать, когда это необходимо. Они всегда должны быть рядом и готовы помочь словом и делом.
7) И самое главное — необходимо всегда помнить, что ребенок — такой же человек, как и взрослые, он так же заслуживает внимания, уважения и позитивного отношения к себе. Нужно всегда интересоваться его мнением и обязательно учитывать его. Уважайте чувства и мысли своего ребенка! Каждый человек должен быть уверенным в себе, чувствовать, что он нужен и что его любят, и вашего ребенка это должно касаться в первую очередь
раскрыть » / « свернуть